Юрта как казахский дом и символ мировоззрения кочевников




                                   

Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских, башкирских и монгольских кочевников.

 

Юрта – древнейшее и в то же время современное жилище кочевников. Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой – тепло. И в настоящее время юрты устанавливаются на летних пастбищах животноводов, и любые торжества, даже в городах, не обходятся без них.

 

Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно-мифологической картине мира.

 

 

 

Определение термина

и история

 

Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», а также – пастбище, родовая земля. В киргизском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество», синоним слова «Родина», дословно: «народ отца». В современном монгольском языке слово юрта (гэр) синонимично «дому». В тувинском языке юрту называют «өг», что при добавлении «-бүле» образует слово «семья». В современном казахском языке юрта называется киіз үй, что в буквальном переводе – «дом из кошмы».

 

Возможно, прообразом юрты в эпоху поздней бронзы (XII – IX вв. до н. э.) являлись жилища андроновцев. Древнейшие визуальные изображения юрты (вернее, верблюдов навьюченных деталями юрты) дошли до нас на погребальных статуэтках середины I тыс. н.э. из Северного Китая. Разно-образный материал, характеризующий развитие юрты со времен монгольских завоеваний XIII века, содержится в китайских, а также среднеазиатских, иранских и турецких миниатюрах.

 

Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Туркменские юрты имеют двустворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах вместо деревянной двери зачастую используется войлочный полог. Двустворчатые деревянные двери были в татарских юртах 20-х гг. XX века.

 

Казахские юрты из-за сильных ветров в степи ниже киргизских. Монгольские, бурятские и тувинские юрты из-за прямых потолочных жердей еще ниже, также в них имеется пара подпорок по центру каркаса.

 

Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения.

 

Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в ее строении.

 

 

 

Конструкция и символика

казахской юрты

 

Казахская юрта – уникальное изобретение тюрко-язычных народов, которые на протяжении тысячи лет совершенствовали переносное жилище.

Этот длительный процесс развития юрты уходит в далекое прошлое человечества. Когда на просторах Великой степи первобытные охотники, занимавшиеся подвижной охотой, сопровождали мигрирующие стада диких животных, для защиты от непогоды люди использовали курке – сооружение из палок, нижние концы которых ставились на землю по кругу, а верхние – связывались. Сооружения покрывали пучками трав или шкурами животных.

 

Казахская юрта состоит из деревянного каркаса и войлочного покрова. Основой ее стен служат раздвижные секции (кереге), состоящие из отдельных звеньев (канатов). После рождения в семье детей жилую площадь расширяют, добавляя секции. При возведении юрты вначале ставится дверной косяк и навешивается дверная рама, символизирующая границу между двумя мирами – человеческим и «диким», неосвоенным. У входа в юрту вешают обереги в виде колючих растений, отпугивающих злые силы, а створки двери расписывают охранными знаками. К дверной раме привязываются канаты из выгнутых, соединенных сыромятными ремешками палок, которые при натягивании образуют круговую стену юрты.

 

Внутренние стены и пол юрты украшают войлочными узорными коврами, символизирующими тучные пастбища. В центре жилища из камней и глины сооружают очаг, на котором устанавливают металлическую подставку, выдерживающую чугунный котел, предназначенный для приготовления баранины и чая с молоком. Справа от очага располагается мужская половина, где хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, оружие. Здесь же находится кровать хозяев. В левой (восточной) стороне, называемой женской, стоит кровать незамужней женщины, дочери или сестры хозяина.

 

Существуют два основных типа юрты – монгольская и тюркская. К тюркским относятся казахская и киргизская юрты. Происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей и сейчас живо обсуждается в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной казахской юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом.

 

В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложное и интересное мировоззрение.

Рассматриваемый объект символики не просто физически описывает юрту, но и передает ее смысловое значение. Символ рассматривается как знак, характеризирующий ее особенное значение. Таким образом, символику юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта.

 

 

 

 

Юрта как суть и символ

казахского мировоззрения

 

В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира, во-вторых – человеческое общество.

 

Для кочевника юрта подобна уменьшенной копии Вселенной – это микрокосмос. Сферический купол жилища (шанырак) символизирует небесный свод, не имеющий начала и конца, а также обозначает связь поколений. Здесь проявляется значение семьи, столь же важное и для христианства.

 

Шанырак, тундюк, тооно (башк. сағыраҡ; каз. шаңырақ, кирг. түндүк, бур., монг. тооно) – это конструктивный элемент, увенчивающий купол юрты в виде решетчатой крестовины, вписанной в круг. Он предназначен для удерживания боковых элементов купола – уыков и создания проема для попадания солнечного света и выхода дыма от очага.

 

С шанырака свисают ленты с бахромой и кистями, олицетворяющие звезды и Млечный Путь. Это космическое мировоззрение, но открытое на Творца. И здесь мы находимся близко христианской космологии.

 

Большая часть жизни кочевников проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была одной из доминант жизнеобеспечения казахов, она же была показателем искусства, здесь каждая вещь, имеющая утилитарное значение, способствовала своими качествами духовности, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении.

 

Заслуживает большого внимания символика казахской юрты, скрывающая ее духовно-культурный и научно-философский смысл.

 

Например, сборка и разборка ее при перекочевках на другое джайлау символизировали наступление Хаоса и вновь создания Гармонии. Вообще, символизм кочевой культуры представлял собой философское отношение к миру и был нормой жизни. Не было разделения философии мира и быта, они были взаимосвязаны.

 

При создании юрты человек уподоблял ее не только «большому дому» – макрокосмосу, но и себе подобным. В связи с этим существует много терминов из области строения человека для обозначения частей юрты или ее элементов: керегенін басы (букв. «голова кереге»); керегенін көзі (глаза кереге); керегенін құлағы (уши и ноги кереге); уыккөз (глаза для уыка); балашык (детеныш – самые короткие стержни в решетках); мандайша (лоб – верхняя часть косяка двери); үйдін сүйегі (кость – остов юрты); киндік (пуповина – центр помещения юрты) и т.д. В названиях различных узорных лент; баскур, аякбау, иыкбау, белдеу – понятия голова, нога, туловище, плечи в каждом случае сочетаются с понятием «бау» – узорная лента.

 

Во всём этом мы находим подтверждение закона миротворчества в концепции пространства, когда обыденное сознание человека уподобляет человеческое тело, жилище и модель мира.

 

 

 

Тенгризм как фундамент казахского мировоззрения

 

Термин Небо – Көк аспан (букв. «синее небо») имеет глубинную концептуальную связь с культом Тенгри. Само название «Тенгри», по мнению М.П. Хомонова, образовалось в период общности алтайских языков и состоит из двух компонентв: тэн (свод, арка, столбы) и гэр (юрта, дом, жилище). По мнению М. К. Егизбаевой, особая сакрализация шанырака объясняется его связью с двумя важнейшими древнетюркскими культами – Тенгри и предков.

Поэтому, обод (шанырак) юрты является одной из самых уважаемых деталей казахского национального жилища, а также символом продолжения рода. С шаныраком у казахов связано очень много культурно-исторических мотивов, понятий, символики, сакральных обычаев и обрядов.

 

Изучая символизм шанырака с точки зрения аналогии его гори­зонтального плана с крестом, заключенного в круг,
Р. Р. Фатиков при­шел к выводу, что структуру шанырака можно рассматривать и как модель мира, близкую к скифо-сакской. Но модель мира составляет не столько отдельно шанырак, а остов юрты в целом.

 

В культурном горизонте юрты также можно выделить четыре части: «төр», «есік», «оң жақ», «сол жақ». Таким образом, культурный горизонт юрты в плане представляет собой четырехугольник (квадрат), заключенный в круг. Купол, образуемый уыками и шаныраком, соотносясь с квадратным культурным горизонтом, символизирует соединение Неба и Земли.

 

Христиане бы сказали:

«Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли....»

 

В системе «макрокосм и жилище» шанырак, буду­чи самым верхним уровнем юрты, соотносится с небосводом. В представлении древних тюрков, позднее казахов, шанырак и Небо – сопоставимые, взаимоперекодируемые понятия.

 

Шанырак с одной стороны является границей между верхом и низом, с другой – между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами.

 

Обычно после окончательного выбора места для поселения, первым устанавливался улкен уй (букв. большой дом), нередко называемый кара шанырак (буквально-черный обод, черный обруч), соотносящийся исследователями с небосводом.

 

По мнению Н.Алимбая смысл понятия «шанырак» семантически восходит к Тенгри – верховному богу древних тюрков, космическим воплощением которого является бесконечное и огромное небесное пространство. Восточная ориентация у тюрков, вероятно, была семантически связана с культом Солнца как главного небесного светила, восход которого символизировал обновление мира и оживление всего сущего в гармоничном «освоенном» пространстве. «Улкен уй – хранитель», «кара шанырак» символизировал собой величие и благополучие рода.

 

 

 

 

Пусть царит в семье мир,

дружба и братство

 

Как мы уже сказали, юрта имела символический смысл. Она символизировала космос и единство вселенной, освоенное пространство. Поэтому, шанырак (навершие юрты) был семейной реликвией, а также символом продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение. Символ шанырака – крест в круге – знак вечного движения солнца в природе, символ эволюции, развития жизни.

 

Шанырак – это и символ объединения, поэтому казахи, когда совершают бата – пожелания стариков – говорят «шаңырағың шайқалмасын» – пусть купол твоей юрты будет крепким, непоколебимым.

 

Это означает: пусть царит в семье мир, дружба и братство. В национальном самосознании, мировоззрении казахов, «шанырак» – это «дом», «семья», «поколение», в духовно-философском понимании он является символом очага, продолжением рода, традиций и воспитания, духовной близости. Эта духовность очень близка христианству!

 

У казахов был такой ритуал присяги: смотря на шанырак, люди давали клятву. О потомках рода обычно говорили: «Әкесінің шаңырағын құлатпай, түтінін түтетіп отыр», что означает «Достойно продолжает отцовский род». Как мы уже сказали, у казахов шанырак являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода. Ни в коем случае его нельзя было переворачивать и ронять. У казахов сын, получавший шанырак в наследство, назывался «шаңырақ иесі» (хранитель шанырака).

 

Шанырак тесно связывали с понятием семьи, поэтому, когда в семье происходила большая беда или семья распадалась, говорили: «Шаңырағы шайқалды» – «Шанырак покачнулся». В представлении казахов шанырак был связан с культовыми обрядами и служил как бы символом продолжения рода. Поэтому его старались передавать из поколения в поколение.

 

Шанырак является символом семейного благополучия и мира, что сильно радует христиан. Здесь открывается пространство для межкультурного и межрелигиозного диалога, а также для совместного сотрудничества для зашиты семьи в современном мире.

 

Шанырак изображен на государственном флаге Киргизии, на гербах Казахстана и монгольского аймака Баян-Улгий, подавляющее большинство населения в котором составляют казахи, а также на гербе Кызыла.

 

о. Александр Посацкий

 

 

 

____________________________________

 

Тенгризм – мировоззрение, где единым источником всего сущего является Тэнгре – Абсолют, в небесном пространстве и вечный во времени,
наполняющий Собой всё
мироздание, творящий в Себе Самом и из Самого Себя все миры, Вселенные и всё
космовещество.








.