ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Церковь преследовала науку? Как сложился «величайший миф», которому верят до сих пор







Поколение тех, кому сейчас за сорок, хорошо помнит, как в советских школах нам внушали, что любая религия – это твердыня мракобесия, которое всегда жестоко преследовало науку. К сожалению, многие и сегодня не избавились от этого убеждения, слепо прививая его уже своим детям.





Церковь преследовала науку?

Как сложился «величайший миф», которому верят до сих пор



Одной из самых укорененных в коллективном сознании конструкций является противопоставление науки и религии: якобы последняя всегда стремилась помешать любому научному прогрессу. Особое место в этом противостоянии отводится Католической Церкви. Даже в ее лоне есть много тех, кто искренне верит, что так всегда было и есть.

Ярчайший образчик этого мифа – история Галилея. Монсеньор Мельчор Санчес, заместитель секретаря Папского совета по культуре, рассказывал: «Как-то я читал лекцию о Галилее в Испании, в Толедо, для аудитории, которая состояла в основном из семинаристов и ученых-католиков, и сказал, что многие удивятся, если узнают, что Галилея не жгли на костре, не пытали и даже не сажали в тюрьму. После лекции один из присутствующих сказал мне: “Я как раз один из тех, кто всегда думал, что Галилея сожгли на костре”».




Глубоко сомнительные мифы

Как и в случае с Галилеем, хорошо продается история о Христофоре Колумбе, которому приходилось снова и снова доказывать, что земля не плоская, в спорах с группой духовенства, яростно противившемся его тезисам. Тем временем Колумб читал «Imago mundi» кардинала Петра д’Айли – один из самых известных космографических трактатов того времени. Он также изучал «Historia rerum» Энеи Сильвио Пикколомини, будущего Папы Пия II. И первый, и второй утверждали, что Земля круглая. В 1492 г. «все образованные люди Западной Европы знали, что мир – это шар. Колумбу никогда не приходилось доказывать сферичность Земли», – отмечал историк Самюэль Элиот.







Во времена Колумба тезис о плоской земле был полностью опровергнут между учеными и Церковью.



Вот лишь некоторые из примеров тех фальсификаций, что живы до сих пор и заставляют многих считать религию врагом науки, несмотря на массу документов и доказательств, опровергающих эти вымыслы.




Церковь была знаменосцем науки

А ведь Церковь за свою историю не раз оказывалась знаменосцем великих научных достижений, послуживших развитию человечества. Она дала миру великих ученых из области астрономии, медицины, генетики, геологии, палеонтологии и множества других дисциплин.

Тысячи представителей духовенства и мирян, твердых в своей вере, внесли важнейший вклад в великие открытия не просто не вопреки мнению Церкви, а при ее прямой поддержке. Однако, несмотря на это, представление о религии как гонительнице прогресса живо до сих пор.





Джорж Леметр, бельгийский священник, изображенный рядом с Альбертом Эйнштейном, был создателем теории Большого взрыва





Создатели мифа

Итак, откуда же взялась эта идея? Чтобы понять, почему манипуляция историей оказалась столь успешной, нужно вернуться в XIX в. с его тезисом конфликта, который, по сути, превратил мнимую враждебность религии к науке в торговый бренд, подведя под его основание широко известные вымыслы. «Этот миф стал любимым аргументом атеизма в его нападках на религию», – напоминает авторитетный историк Родни Старк, который настаивал на том, что прогресс Средних веков – это заслуга католицизма.

Отцами этой теории, заложившими основы современного атеизма во главе с Ричардом Докинзом сотоварищи, были американские ученые Эндрю Диксон Уайт (1832-1918 гг.), сенатор, а также президент и основатель Корнеллского университета, и Джон Уильям Дрейпер (1811-1882 гг.), профессор химии Нью-Йоркского университета.

 


Нельзя понять эту теорию без романиста Вашингтона Ирвинга

Но эти мифы и тот факт, что их восторженно приняли упомянутые ученые мужи, нельзя понять, не вспомнив американского романиста и дипломата Вашингтона Ирвинга, который в своих романах продавал под видом истории романтические фантазии и ненависть к католицизму. Именно он в романе «История жизни и путешествий Христофора Колумба» дал волю своему воображению и в ущерб исторической правде создал миф о плоской Земле, из-за которой Колумб лбом столкнулся с Церковью. И эти его тезисы тут же впитали оба профессора.




Романист и дипломат Вашингтон Ирвинг сотрудничали в создании этого мифа через свои романы, которые он представил как исторические, хотя они не соответствовали действительности.






В 1869 г. молодой Уайт и Дрейпер выступали в нью-йоркском колледже “Cooper Union” с докладом на тему «Поля сражений науки», в котором обрисовали историю долгой войны между религией и наукой:

«Итак, позволю себе представить вам картину великой священной борьбы за свободу науки – борьбы, длившейся многие века. То была тяжелая битва! Долгая война с такими жестокими боями, такими упорными осадами, такими смелыми стратегиями, что по сравнению с ними любые войны Александра, Цезаря или Наполеона – просто мелкие инциденты… Всю современную историю сознательный конфликт интересов науки и религии неизменно приносил огромный вред как Религии, так и Науке».

Семь лет спустя этот доклад обрел форму книги под названием «Война наук».

 



Необузданная ненависть к католицизму

Тем временем в 1874 г. профессор Дрейпер опубликовал «Историю противостояния религии и науки», в которой попытался разобрать положения католического вероучения и утверждал, будто ислам и протестантизм намного менее противоречат науке. Эта книга быстро стала «библией» сторонников Нового атеизма, т.е. системы взглядов, основанной на представлении о религии как о болезни современного общества, а также творцов так называемой Черной легенды Церкви – протестантской пропаганды времен Контрреформации.

Помимо прочего, Дрейпер в своей книге отстаивал тезис о том, что «антагонизм, который мы наблюдаем между религией и наукой – это продолжение борьбы, начавшейся еще тогда, когда христианство стало приобретать политическую власть… История науки – это не просто череда обособленных открытий, а повесть о конфликте двух вражеских держав – экспансивной силы разума, с одной стороны, и рождаемого традиционной верой и интересами человека мироощущения, с другой».



Дрейпер (слева) и Уайт (слева)



Работа Дрейпера была очень популярна в свое время, и пятьдесят ее изданий послужили распространению тех мифов, которые к нашим дням стали своего рода «святым преданием».

Уже в 1896 году Уайт опубликовал свою работу «История войны науки с богословием в христианстве», которая подытожила его тридцатилетние усилия по дискредитации христианских догм.

 

Сфабрикованная война

Тимоти Ларсен, авторитетный профессор христианской мысли британских и американских университетов, уверяет, что так называемая «война» между верой и наукой «была сфабрикована, это конструкция, созданная ради полемики».

Как заявляет этот профессор и члены ассоциации The Gospel Coalition (англ.: «Евангельская коалиция») «Дрейпер и Уайт не просто описывали текущую войну между богословием и наукой, а старались заставить людей поверить в то, что она существует. Ради этого они не раз позволяли себе ложные утверждения, будто Церковь противостояла тем или иным научным достижениям».







Профессор Тимоти Ларсен много лет изучал этот тезис войны о науки а веры



 

Война за изгнание духовенства из науки?

Ларсен идет еще дальше и заявляет, что эта «война» могла быть выдумана и запущена этими учеными с совсем другими целями, совершенно чуждыми истине: им она была нужна, чтобы «профессионализировать» профессию ученого, изгнав все духовенство из области науки.

По словам британского профессора, «целью войны было дискредитировать священнослужителей как непригодных для научной работы лиц для того, чтобы новое поколение профессионалов получило шанс заполнить пустоту, оставшуюся после удаления тогдашних деятелей науки. Именно для этого тенденциозно утверждалось, будто религиозные убеждения духовенства лишают их способности к объективным научным изысканиям»



 

«Величайший миф»

В свою очередь, Рональд Л. Намберс, преподаватель истории науки и медицины Висконсинского университета в Мэдисоне, агностик и один из крупнейших специалистов по отношениям веры и научного прогресса, заявляет, что «мнимое состояние постоянного конфликта – это величайший миф в истории науки и религии».

 
 
Хавьер Лосано, "Religión en Libertad", 13 февраля 2017 г.











.