ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


«Человек Божий» – фильм об унижениях и страданиях православного епископа










Православная Церковь глубоко чтит святую память епископа Нектария Эгинского (1846-1920 гг.) – человека покаяния и молитвы, о котором как раз сейчас снимает фильм «Человек Божий» режиссер Елена Попович при поддержке знаменитого голивудского актера Мики Рурка. Статью об этих съемках недавно опубликовало “Catholic World Report”:

 



Женщина-режиссер

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Епископ Нектарий (в миру Анастасиос Кефаалас), святой Православной Церкви и главный герой «Человека Божьего», на протяжении всей картины повторяет эту простую молитву. Фильм, который снимается по сценарию и под руководством Елены Попович, будет не столько традиционной биографией, сколько рассказом о несправедливостях, гонениях и унижениях, которые пришлось сносить св. Нектарию как священнику и аскету, всецело подчинившемуся воле Божьей.

Это не только духовный, но и поистине художественный фильм. Благодаря своим техническим приемам, режиссуре, монтажу, гриму и декорациям «Человек Божий» заметно выделяется на фоне стандартного религиозного кино, достигая уровня авторских картин Терренса Малика.

Аскетизм и смирение Нектария озадачивали и смущали не только представителей мирских властей, но и церковную иерархию. Его служение египетским бедным в качестве епископа раздражало многих, так как воспринималось как бесполезная растрата средств, из-за чего его, в конце концов, отправили проповедовать в далекую общину.

Когда он, наконец, стал преподавать в Афинах, против него ополчился директор учебного заведения, видевший в Нектарии тот мир, которого так не хватало ему в его собственной жизни. А когда епископ достиг своей духовной вершины, основав Свято-Троицкий женский монастырь на острове Энгина, вокруг него и монахинь начались никчемные сплетни.

На всех этапах выпавших на его долю испытаний он смотрел только на Христа, как если бы гонения не только углубляли его духовную жизнь, но еще более уподобляли его Христу. Даже уже умирая от рака рака простаты (на Энгине в 1920 г.), в последние мгновения своей жизни он учил, как жизнью подражать Христу.

Пример страдающего Нектария стал источником благодати для парализованного пациента с соседней койки. Эта сцена, в которой с огромным мастерством сыграл американский актер Мики Рурк, отражает реальный факт из жизни: после смерти Нектария мантию, которую он носил, положили на койку парализованного, и тот вышел из больницы на своих ногах. Православная Церковь причислила Нектария к лику святых в 1961 г.

«Человек Божий» – это второй фильм Елены Попович как сценариста и режиссера. Как-то ей попалась в руки книга о Нектарии, и его жизнь и пример покорили ее сердце. Так в 2012 г. внезапно началась эта нелегкая одиссея, завершившаяся съемками в Греции в самый разгар всемирного локдауна. Неопределенность, порождаемая беспрецедентным медицинским кризисом, и упорство в продолжении съемок заставили всю команду почувствовать себя хотя бы немного «в шкуре» их главного героя.

 



Женщина веры

«Мир отдалился от веры и духа, – заявила Попович в интервью для “Catholic World Report”. – И Голивуд тоже отчасти виновен в этом, потому что не понимает этот мир».

Попович неплохо знает Голивуд. Родилась она и выросла в бывшей Югославии, но мечта о карьере модели привела ее в Нью-Йорк, где девушка часто искала утешения в соборе св. Патрика, пока не переехала в Лос-Анджелес, чтобы попробовать себя в кино. Этому ремеслу она училась в престижной школе актерского искусства “Playhouse West”, где придерживаются методов таких легендарных мастеров, как Санфорд МейснерКонстантин Станиславский и Ли Страсберг. В этой среде вера и практика религии не поощряются даже в детстве, но Попович с молоком матери впитала живущую в ней духовность и продолжала подпитывать ее. «В конечном итоге, вера – это дар», – говорит она.

Глубинное религиозное пробуждение преобразило ее жизнь. Она исповедалась и причастилась в сербском приходе Альхамбры в пригороде Лос-Анджелеса. В 2011 г., после смерти отца в Белграде и рождения второго сына Николая, Попович побывала в православном монастыре св. Антония Великого в Фениксе, где познакомилась с личностью св. Нектария.

Так в ее душе зародилась идея снять фильм о жизни этого человека. В его борениях и добродетелях она увидела отражение жизни своего отца, хотя тот и был обычным белградским инженером. Эта личная связь с главным героем «Человека Божьего» проявилась и в том, как именно Попович вместе с оператором-постановщиком Панагиотисом Василакисом решили снимать сцены из фильма: большинство в один дубль или с минимальными правками. Камера ставится близко к главному герою, становясь как будто частью его размышлений и внутреннего мира. Создатели фильма хотели как бы погрузить зрителя в страдания Нектария, чтобы хотя бы немного приобщить его к жизни, всецело сообразованной со Христом и волей Божьей.

 



Фильм «католический» в смысле «вселенский»

Этот фильм смог обойти подводные камни, на которые наталкивается большинство фильмов на религиозную тематику, так как он рассказывает универсальную историю победы над враждой, переступая границы конкретной веры и становясь в итоге «католическим», универсальным фильмом. Действительно, многим католикам будут близки сцены с религиозными обрядами и молитвами, в том числе та, в которой уже больной Нектарий молится Пресвятой Богородице, называя ее своей «мамой».

Атмосферу «Человека Божьего» помогает ощутить сдержанная, но волнующая музыка Збигнева Прейснера и вокал Лизы Джеррард. Звук приобретает особое значение, когда нужно подчеркнуть ежедневное жизненное одиночество Нектария, становясь иллюстрацией того, что кардинал Роберт Сара назвал «силой молчания».

 



«Иисусова молитва»

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Эта простая, но очень глубокая молитва, рожденная мистической традицией «исихии» (т.е. «тишина», «покой»), известна как «Иисусова молитва». Впервые ее стал возносить в центре греческого монашества на горе Афон Григорий Синайский (1260-1346 гг.).

Для исихастов повторение этой молитвы – не просто форма обращения к Иисусу, а практика, которая требует полного телесного, умственного и душевного сосредоточения. «Пусть твоя дума об Иисусе сольется воедино с твоим дыханием, и тогда ты познаешь благо исихии, «мира душевного», – говорил св. Иоанн Лествичник, которого Папа Бенедикт XVI цитировал во время очередной общей аудиенции в 2009 г.

Тихий и мирный, медленный на гнев, со взглядом, всегда обращенным ко Христу: таким был св. Нектарий, человек праведный и стойкий в этом несправедливом мире. Фильм спокойно, но убедительно рисует нам его образ с помощью кинематографических средств и тем самым обогащает и вдохновляет нас самих.











































.