Цикл катехез - Юбилей 2025 года Иисус Христос наша надежда. I. Детство Иисуса. 7. «Очи мои видели спасение Твое» (Лк 2,30). Пожертвование Иисуса в храме.
Дорогие Братья и Сёстры, добрый день!
Сегодня мы созерцаем красоту «Иисуса Христа, надежды нашей» (1 Тим 1,1) в тайне Его пожертвования в храме.
Описывая детство Иисуса, евангелист Лука показывает нам послушание Марии и Иосифа Закону Господню и всем его предписаниям. На самом деле в Израиле не было обязательным приносить ребенка в храм, но те, кто жил, слушая Слово Господне и желая его исполнять, считали это ценной практикой. Так поступила бесплодная Анна, мать пророка Самуила; Бог услышал ее молитву, и когда она родила сына, то принесла его в храм и принесла в жертву Господу навеки (см. 1 Цар 1,24–28).
Поэтому Лука рассказывает о первом акте поклонения Иисуса, совершенном в святом городе, Иерусалиме, который станет целью всего Его странствующего служения с того момента, как Он решит отправиться туда (ср. Лк 9,51), направляясь к исполнению Своей миссии.
Мария и Иосиф не ограничиваются тем, что вводят Иисуса в историю семьи, народа, завета с Господом Богом. Они заботятся о Его воспитании и росте, вводят Его в атмосферу веры и поклонения. И они сами постепенно приходят к пониманию призвания, которое намного превосходит их.
В храме, который является «домом молитвы» (Лк 19,46), Святой Дух говорит к сердцу пожилого человека: Симеона, члена святого народа Божьего, готового ждать и надеяться, питающего желание исполнить обетования, данные Израилю Богом через пророков. Симеон чувствует присутствие Помазанника Божьего в храме, видит свет, сияющий посреди народов, погруженных «во тьму» (ср. Ис 9,1), и выходит навстречу этому Младенцу, который, как пророчествует Исайя, «родился для нас», является Сыном, который «дан нам», «Князем мира» (Ис 9,5). Симеон обнимает этого Младенца, который, маленький и беззащитный, покоится в его объятиях; но на самом деле именно он сам находит утешение и полноту своего существа, прижимая Его к себе. Он выражает это в песне, полной трогательной благодарности, которая в Церкви стала молитвой в конце дня:
«Ныне, отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром,
Ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов: свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 29–32)
Симеон поет о радости как тот, кто видел, кто познал и может передать другим встречу со Спасителем Израиля и народов. Он свидетельствует о вере, которую получает в дар и передает другим; он свидетельствует о надежде, которая не разочаровывает; он свидетельствует о Божьей любви, наполняющей сердце человека радостью и миром. Наполненный этим духовным утешением, старец Симеон воспринимает смерть не как конец, а как исполнение, как полноту; он ждет ее как «сестру», которая не уничтожает, а приобщает его к истинной жизни, которую он уже вкусил и в которую верит.
В тот день Симеон был не единственным, кто увидел спасение, ставшее плотью в Младенце Иисусе. То же самое происходит с Анной, женщиной более восьмидесяти лет, вдовой, полностью посвятившей себя служению в храме и преданной молитве. При виде Младенца Анна прославляет Бога Израиля, искупившего Свой народ в этом самом Младенце, и рассказывает об этом другим, щедро распространяя пророческое слово. Таким образом, песнь искупления двух старцев возвещает о наступлении Юбилея для всего народа и всего мира. В Иерусалимском храме в сердцах вновь загорается надежда, потому что в него вошел Христос, наша надежда.
Дорогие братья и сестры, давайте и мы будем подражать Симеону и Анне, этим «паломникам надежды», у которых чистые глаза, способные видеть дальше внешнего, которые способны «ощущать» Божье присутствие в малом, которые умеют радостно приветствовать Божье посещение и зажигать надежду в сердцах братьев и сестер.